Полезная информацияХристианское искусствоХудожник Гор Чахал: будущее – в современном христианском искусстве


Художник Гор Чахал: будущее – в современном христианском искусстве

Художник Гор Чахал: будущее – в современном христианском искусстве

1. Есть ли название у того направления / типа искусства, за которое вы выступаете и за которым, по-вашему, будущее? Называть его современным религиозным искусством я не вижу смысла, поскольку мне представляется, что любое искусство религиозно по сути. Поясню: если глубже проникнуть в природу искусства, можно заметить, что действие художественного метода всегда заключалось в акте выявления. Художник являет воочию невидимое (незамечаемое) обыденным (профанным) взглядом, артикулирует, опредмечивает явление, подчас вопреки общественному мнению (социальной реальности), уверенный в своей правоте и часто оплачивающий эту уверенность всей своей жизнью. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Поэтому, можно сказать, искусства без веры не бывает, и вопрос может стоять только о ее характере — Человекобожеском или же Богочеловеческом. Поскольку я христианин и для меня высшей формой религии является Христианство, то я буду говорить о Христианском искусстве.
Причем я, конечно же, не говорю о каком-то развитии иконографического канона, который складывался веками и новшества в который следует вносить (если они необходимы вообще) после тщательной неспешной проверки их действенности для блага Церкви. Эта проверка может занять время жизни не одного поколения. Под современным христианским искусством я понимаю скорее визуальное богословие — «боговидение», развитие дискурса прекрасного как системы взаимодействия этической и эстетической категорий. Как я писал как-то в своей статье для «Художественного журнала»: «Языческая по природе практика противопоставления этих категорий, от века строящаяся на абсолютизации, вернее, онтологизации конфликтности человеческой природы, по сути своей неконструктивна и, на мой взгляд, не имеет под собою никаких серьезных оснований, поскольку добродетель есть отнюдь не противоположность чувственности или страсти, как обычно думают, а не что иное, как ее вразумление, упорядочение. Поэтому-то и требует невеста в Песни песней, говоря: “Упорядочьте во мне любовь” (Песнь П., II, 4). Теории самоорганизации хаоса, развиваемые последнее время в синергетике или синкретике (Руденко), говорят об обратимой взаимосвязи хаоса и гармонии, онтологически присущей живой природе (системам с неравновесной организацией). С этой точки зрения христианская культура в качестве мировоззрения отличается устойчивым представлением об изначальном единстве мира как благого Божьего творения. Мира, в котором Зло не есть самостоятельная онтологически присущая ему сущность, а лишь искаженный кривизной больного (падшего) сознания до безобразия зазеркальный образ Добра». Помочь человеку исправить эту кривую оптику мировоззрения — задача современного христианского искусства. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Матф. 3:3)

2. Чему оно противостоит? Ложным понятиям. Анти<- и культуре, отвлекающим человека от единственно верного направления развития — восстановления его связи с Господом, прерванной Адамом. Противостоит деградации и системному кризису современного общества потребления, общества рабов греха. Противостоит ложным социальным утопиям, которые вместо излечения больного толкают общество дальше в бездну геенны.

3. Где оно выставляется или где можно с ним познакомиться? В настоящее время это пока еще не сформировавшийся в отдельное направление тип искусства. Работы некоторых представителей этого типа искусства можно встретить на выставках современного искусства как у нас в галереях, выставочных залах и музеях, так и за рубежом, где в отличие от нас, кроме светских культурных учреждений, существует сеть религиозных (конфессиональных) центров современного искусства, специализирующихся в этой области.

4. Как вы лично получаете информацию об этом искусстве (назовите, пожалуйста, адреса в интернете, рассылки, фестивали и т.п.)? Я сотрудничаю с Центром современного искусства миноритов. Есть и другие интересные институции, например — эта, или эта. Я художник, поэтому информацию не особенно черпаю. Больше занимаюсь своим делом. В эпоху информационного кризиса люди скорее защищаются от обилия информации, чем черпают ее. Предпочитаю личный опыт.

5. Каковы его основные представители в наши дни? Не могу сказать определенно, я не искусствовед.
При желании можно выстроить цепочку развития такого типа искусства начиная с религиозной живописи через ветвь мистического авангарда до наших дней.

6. А в России они есть? В этом аспекте мне интересно творчество таких художников, как Олег Васильев, Владимир Куприянов, Андрей Филиппов, направление развития творчества Никиты Алексеева, Вадима Захарова.

7. Где такому роду деятельности учат? Специально пока, вероятно, нигде. Этому типу искусства учат постоянная духовная практика в сочетании с художественной и Божья помощь.

Источник: www.openspace.ru

Гор Чахал, христианство, искусство14.12.2011, 695 просмотров.

ЮВЕМАСТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru